Методическое объединение
Классных руководителей
Чередниченко О.И.,
методист методического центра
управления
образования администрации города
Макеевки
« Не тот учитель, кто получает воспитание и образование
учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным».
Уважаемые коллеги!
28марта 2023года проводим заседание
методического объединения классных руководителей образовательных организаций
города в дистанционном формате. Подводим итоги работы за 2022-2023 учебный год.
Проблема городского МО «Организация методической поддержки профессиональной
компетентности, творческого роста и самореализации классного руководителя для
повышения качества обучения и воспитания».
Задачи:
1.
Повысить методический
уровень подготовки классных руководителей.
2.
Обеспечить выполнение
единых подходов к воспитанию и социализации учащихся.
3.
Содействовать
внедрению в практику современных воспитательных технологий.
Реализация
образовательного процесса в условиях нового времени невозможна без
использования воспитательного компонента. Становление интеллектуальных,
нравственных, волевых, гражданских качеств у школьников разных возрастных групп
возможно только при условии ведения целенаправленной педагогической работы,
которая строится на активном взаимодействии детей, учителей, представителей
семей.
В
современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных
путей и содержательных форм в работе с детьми.
Учебно-воспитательный
процесс должен строиться на гармонии во взаимоотношениях, уважении и общности интересов
учителей, родителей и обучающихся.
Часто
перед администрацией школы, учителями, классными руководителями в процессе
педагогической деятельности встают вопросы: «Как организовать процесс
воспитания учеников? Каким содержанием его наполнить? Что необходимо учитывать,
определяя задание и виды деятельности с учениками разного возраста?»
Будет
целесообразным сосредоточить внимание на основных принципах построения
воспитательной системы:
-
принцип первый – не
«навредить». Это означает сохранение психологического и физического здоровья
ребенка, что является важнейшим компонентом в учебно-воспитательном процессе;
- принцип второй – духовное развитие.
Воспитание личности не возможно без воспитания эмоций и эстетичного сознания;
- принцип третий – педагогика сотрудничества, которая направлена на самостановление
индивидуальности;
-
принцип четвертый – индивидуальное развитие педагогов. Учитель должен
развиваться, совершенствовать свою профессиональную компетентность,
педагогическое мастерство.
Педагогический
процесс должен быть целостным, взаимообуславливаемым и взаимодополняющим.
Достаточно
подходяще в связи с этим вспомнить слова педагога современности Василия
Сухомлинского: «Нельзя возводить духовный мир маленького человека к учебе. Если
мы планируем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка поглощали уроки,
жизнь ее станет нестерпимой. Ребенок должен быть не столько школьником, а,
прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Целью
воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях должна стать
сформированность успешной компетентной личности ХХІ
века, создание условий для формирования духовно развитой, социально активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на
уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных
социокультурных условиях.
Исходя
из этого, определяются следующие приоритетные направления воспитательной
работы:
·
увеличение
охвата обучающихся мероприятиями социального, гражданско-патриотического,
спортивного и творческого направлений;
·
создание
открытого воспитательного пространства посредством включения семьи и
общественности в воспитательную систему;
·
профилактика
негативных явлений в подростковой среде. Акцент нужно сделать на индивидуальную
работу с несовершеннолетними, организацию работы по ранней профилактике,
контроль над внеурочной занятостью детей;
·
развитие
информационного, организационно-методического оснащения воспитательной
деятельности в соответствии с современными требованиями. Обеспечение условий
защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому
развитию;
·
увеличение
охвата детей дополнительными общеобразовательными программами. Повышение
качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ,
совершенствование механизмов реализации программ в каникулярный период.
Увеличение охвата детей пришкольным отдыхом, занятостью в каникулярный период.
При выборе набора годовых дел основной
акцент можно сделать на многопрофильность, разнообразие, на учет индивидуальных
потребностей и интересов детей, педагогов, родителей.
Основную
работу, направленную на формирование личности обучающихся, проводят классные
руководители. Каждый педагог работает с
классом согласно утвержденному рабочему плану воспитательной работы.
Основной
формой работы классных руководителей школы был и остается классный час.
Для
планирования и проведения часов общения педагогам необходимо привлекать
обучающихся, родителей, социального педагога, которые помогут определить тему и
проблемные вопросы для обсуждения. Классные часы (тематика которых может быть самой
разнообразной: патриотической и духовно-нравственной направленности,
экологического воспитания и пропаганды здорового образа жизни) помогут сплотить
классные коллективы, развить коммуникативные навыки, способствовать
формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.
Особенно
нужно выделить такой важный приоритет воспитательного процесса, как организация
самоуправления в школе, потому что именно из школьных исполкомов, президентских
советов, республик вырастут известные политики и государственные деятели,
которые будут иметь большое влияние на общество, а в некоторой степени будут
определять и будущую жизнь.
Ещё
одним из приоритетных направлений воспитательной работы является профессиональное воспитание, вся
информация по его содержанию должна
отражаться в общешкольном плане воспитательной работы, планах
воспитательной работы классных руководителей, педагогов-организаторов,
воспитателей групп продлённого дня. Содержание реализуется через учебную и внеурочную
деятельность. В системе должны проводиться мероприятия, направленные на
профориентационную пропаганду, правильный выбор профессии.
Учитывая
всё вышесказанное, вытекают следующие задачи воспитательной работы на 2023-2024
учебный год:
1.
Продолжить работу по сохранению традиционных школьных мероприятий: общешкольных
линеек, памятных дат, фестивалей и конкурсов детского творчества.
2. Через воспитательную работу,
консультативную помощь осуществлять поддержку успешной деятельности, а также
практическую помощь в разработке классных часов, родительских собраний и других
видов деятельности в помощь классным руководителям, повысить качественный
уровень классных мероприятий.
3.
Развивать сложившуюся систему ученического самоуправления, предоставляя реальные
возможности участия в ученическом самоуправлении.
4.
Активизировать работу по интеграции средств урочной и внеурочной деятельности,
разнообразить формы проведения занятий внеурочной деятельности.
5.
Развивать систему дополнительного образования, кружков по интересам,
способствующих развитию творческого потенциала, эффективному самоопределению
учащихся.
6.
Укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать
мотивацию на здоровый образ жизни.
7.
Совершенствовать систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних,
работу по правовому воспитанию обучающихся. Включить в планы воспитательной
работы мероприятия по безопасности детей в сети Интернет.
8.
Продолжить работу по сетевому взаимодействию.
9.
Педагогическому коллективу работать над вовлечением широкого контингента
обучающихся в исследовательскую, проектную деятельность, привлекать к данным
видам деятельности школьников «группы риска».
10.
Развивать у обучающихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим
ценностям.
11.
Создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе.
12.
Шире использовать возможности сайта школы для информирования и получения
обратной связи с родителями по проблемам внеурочной деятельности.
13.
Создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее
совершенствование дополнительного образования.
Приоритетным
направлением деятельности школы должно быть не только обучение, а и воспитание,
потому что каждый педагог хорошо понимает, что формирование конкурентоспособной
личности для жизни в новых экономических условиях, создание условий для
самореализации – главная миссия современной школы, а без развитой, научно
обоснованной системы достичь этой высокой цели невозможно. Поэтому можно
считать, что уже наступило время обратить как можно большее внимание на
проблемы воспитания, построения воспитательной системы школы и класса,
организацию воспитательного процесса, как на уроке, так и во внеурочное время.
В новом учебном году мы будем работать над проблемой
«Повышение
мастерства педагогов путем создания системы самообразования, направленной на
формирование совершенного владения эффективными формами и методами
воспитательной работы».
Многие
учителя, особенно начинающие, испытывают высокий уровень напряженности и
тревоги, когда оказываются перед необходимостью выполнять функции классного
руководителя. Поэтому продолжает работать Школа Молодого Классного
Руководителя.
Систематически посещайте блог воспитательной работы. Общайтесь с коллегами, ведите диалог, задавайте вопросы, вносите свои предложения.
Предлагаю
Вашему вниманию материалы психологического практикума «Техники эффективного
общения с родителями», который подготовили психологи наших школ.
https://drive.google.com/drive/folders/1u04J2av6wPkPCfeMEzc8NJsCvSUWvqEM
Уважаемые классные руководители!
Обратите внимание на методическое пособие "Школа безопасной жизни"!
https://drive.google.com/file/d/1m4Whebh6j6Rapz13w9ONB-ibDSU96OY3/view?usp=sharing
Когда начнешь: «Наш классный – это…», то нет достойнее предмета,
Хоть имя это и воспето, и уважаемо в веках,
И все же есть нам что добавить, чтоб классного сейчас прославить,
Который держит, не сгибаясь, весь детский мир на собственных руках
Комментариев нет:
Отправить комментарий